Культовый альбом “London Calling” группы “The Clash”

Radio Guevara
8 min readJan 8, 2021

--

Привет всем, кто настроил свои радиоприёмники на волну радио “Гевара”.

Сегодня мы продолжим тему прошлого выпуска. Напомню, что мы рассказывали вам о взлёте панк-рок-группы “The Clash”, а также обещали поведать вам историю о записи третьего альбома этого коллектива. Собственно, весь сегодняшний выпуск будет посвящён именно этому бессмертному творению группы.

“The Clash” в 1979 году, слева направо: Топпер Хидон, Мик Джонс, Пол Симонон, Джо Страммер

После возвращения из турне в поддержку альбома “Give ’Em Enough Rope” ребята из “The Clash” вновь столкнулись с давлением со стороны лейбла “CBS Records”. Если ранее компания давила на группу только по поводу записи нового материала, то теперь у коллектива ещё и возникли финансовые проблемы. Дело в том, что во время турне музыканты ни в чём себе не отказывали: они жили в люксовых номерах, летали бизнес-классом — ребята, что называется, дорвались. При этом наши герои всё ещё требовали у организаторов своих концертов устанавливать минимальные цены на билеты. Естественно, такой контраст между доходной и расходной частями бюджета вылился в ощутимые убытки, которые, согласно контракту с лейблом, целиком ложились на плечи музыкантов. В сложившейся ситуации у ребят не было времени даже отдохнуть после турне — в июне 1979 года они почти сразу же приступили к записи своего третьего студийного альбома. На место продюсера пластинки “The Clash” пригласили своего давнего знакомого Гая Стивенса, который занимался демо-записями группы ещё на заре её появления.

Гай Стивенс и Мик Джонс

Назначение Стивенса не устроило лейбл по причине проблем продюсера с алкоголем и наркотиками. Следствием его увлечений иногда становились абсолютно безумные поступки. Например, однажды Стивенс в состоянии алкогольного опьянения умудрился поджечь студию, где работали его подопечные из группы “Mott The Hopple”. “CBS Records” также волновал успех группы на американском рынке. Напомню, что во многом успех предыдущей пластинки коллектива в США был связан с работой над ней американского продюсера Сэнди Перлмана. Однако музыканты смогли достичь особого взаимопонимания с Гаем Стивенсом и отстояли его кандидатуру в качестве продюсера нового альбома. Ещё бы: Стивенс был не менее отмороженным панком, нежели наши герои. На репетициях он ставил множество стульев друг на друга, а потом бежал на них, подобно разъярённому быку, и разбивал всю эту конструкцию, чем изрядно веселил всех членов группы и персонал. В такой атмосфере ребята спешили в студию как на праздник. Они работали по 10 часов в день, 7 дней в неделю целых три месяца. Стоит также отметить, что на позитивную обстановку в студии также повлияло то, что впервые группа не работала над альбомом под руководством бывшего менеджера группы — сентенциозного Берни Роудса. Ребята в своих интервью позднее признавались, что без поучений Роудса, уволенного после знаменитого инцидента на крыше, о котором я рассказывал в прошлом выпуске, они почувствовали себя куда более творчески раскованными.

После трёх месяцев непрерывной работы было решено взять перерыв. Группа действительно соскучилась по концертам и в сентябре 1979 года отправилась в своё второе американское турне. Угадайте, кто остался недоволен очередными гастролями наших героев? Конечно же, “CBS Records”. Скрипя зубами от алчности, лейбл вновь оплатил все сопутствующие издержки, перевыставив позднее счета самим музыкантам. Помимо мегаполисов вроде Нью-Йорка и Чикаго, ребята, увлечённые историями о Диком Западе, также дали несколько концертов в маленьких городках штата Техас, которые не были избалованы выступлениями групп такого масштаба.

“The Clash” на концерте в Бостоне

Таким образом, “The Clash” во второй раз покорили Америку. В череде концертов в США следует выделить один, который, забегая вперёд, станет по-своему легендарным. Речь идёт о концерте в зале “Палладиум” в Нью-Йорке 21 сентября 1979 года. Басист Пол Симонон после окончания того выступления был так недоволен своей игрой, что в сердцах разнёс вдребезги свою дорогущую бас-гитару. Почему я акцентировал внимание на этом, казалось бы, обычном факте из жизни уважающего себя рокера? Всё дело в том, что, вернувшись из турне, группа за два месяца закончила работу над своим третьим альбомом, а момент с разрушением гитары попал на его обложку. Великолепную фотография, запечатлевшую выплеск неуёмной энергии Симонона, сняла штатная фотограф группы Пенни Смит. Впоследствии многие издания называли это фото лучшим в истории рока. Сама же обложка является пастишем на знаменитую обложку дебютного альбома Элвиса Пресли, вышедшего в 1956 году и названного именем короля рок-н-ролла. Стоит ли говорить, что обе обложки, в итоге, стали культовыми.

Сравните обложки альбомов “Elvis Presley” (1956) Элвиса Пресли и “London Calling” (1979) “The Clash”
Та самая разбитая бас-гитара Пола Симонона, момент с уничтожением которой попал на обложку альбома “London Calling”

Итак, пластинка “London Calling” с Полом Симононом на лицевой стороне вышла в свет 14 декабря 1979 года. Название альбома является отсылкой к позывным сигналам радио “BBC” во время Второй Мировой войны — именно с этих слов начиналась передача “Зарубежное вещание BBC”, которая звучала в оккупированных странах. Одноимённая песня, открывающая трек-лист, стала самой узнаваемой и популярной песней группы. Её текст, написанный фронтменом коллектива Джо Страммером, выражает его тревогу по поводу событий тех лет: это и авария на АЭС “Три-Майл-Айленд”, и наводнение в Лондоне в 1979 году, растущая безработица, жестокость полиции и голод в странах Третьего мира. Хотя это действительно мрачная композиция, не совсем свойственная “The Clash”, в наши дни она стала чем-то вроде неофициального гимна Лондона. Например, эта песня часто открывает лондонские матчи Английской Премьер-Лиги, а также она звучала во множестве промо-роликов к Олимпийским играм 2012 года в Лондоне.

Обложка сингла “London calling”

Остальные песни на пластинке “London Calling” также поднимают те или иные социальные и личностные проблемы. Нельзя также не отметить такие композиции как:

Brand new Cadillac” — кавер на песню английского рок-н-ролл исполнителя Винса Тейлора и его группы “The Playboys”. Этот трек в ходе записи альбома был записан самым первым и перед каждым днём работы над пластинкой Гай Стивенс включал ребятам именно эту песню в их исполнении, которую считал эталоном рок-н-ролл-звучания;

Spanish bombs” — это ни много ни мало любимая песня вашего админа из репертуара группы “The Clash”. Текст этого творения коллектива повествует о Гражданской войне в Испании в конце 30-х годов 20-ого века и её отголосках в террористической деятельности баскской леворадикальной организации ЭТА;

Lost in the supermarket” — трогательная песня о человеке, который пытается выжить в мире победившего капитализма и безудержного потребления;

Clampdown” — ещё одна композиция об ужасах капитализма. В ней Джо Страммер обличает систему оплаты труда при капитализме, видя в ней элементы подавления личности человека;

The guns of Brixton” примечательна тем, что это первая песня, написанная и исполненная басистом группы Полом Симононом. Пол долго стеснялся показать текст своим более талантливым в написании песен товарищам, однако, когда Страммер узнал о наличии в активе Симонона своего материала, он даже помог басисту дописать текст. В композиции рассказывается о параноидальных проблемах человека;

Train in vain” — заключительная композиция на пластинке, одна из самых знаменитых песен группы. Нехарактерная для “The Clash” песня о любви, а именно — о расставании гитариста группы Мика Джонса с гитаристкой коллектива “The SlitsВив Альбертин.

Отдельно следует поговорить о стилистике музыкальной составляющей альбома. Если раньше “The Clash” именно что экспериментировали с жанрами вроде регги и ска, смешивая их с панк-роком, то “London Calling”, по моему мнению, в принципе нельзя рассматривать как панк-рок-альбом с вкраплениями прочих жанров. Пластинка невероятно разнообразна: на ней множество песен, которые к основному музыкальному направлению группы не имеют никакого отношения. Взять хотя бы композицию “Rudie can’t fail”, в которой тесно переплелись такие жанры как поп, регги и соул и нет даже намёка на панк. Или же та самая песня авторства Пола СимононаThe guns of Brixton”, которая целиком записана в рамках жанра даб, распространённого на Ямайке. Альбом “London Calling” окончательно вывел “The Clash” из рамок панк-рока. Теперь это была настоящая пост-панк-группа. Пожалуй, агрессивный, простой до сухости во рту, после которой хочется напиться и буянить, панк-рок в принципе был обречён перерасти в нечто подобное пост-панку, и эта трансформация наглядно видна именно на эволюции “The Clash”. Не могу также не отметить, что на альбоме “London Calling” возросла роль барабанщика Топпера Хидона.

Топпер Хидон

Если на предыдущей пластинке группы он просто играл на барабанах (к слову сказать, играл замечательно), то на этот раз Топпер именно что активно участвовал в записи, предлагая свои инициативы по ритму композиций и их микшированию. В результате вдохновенной игры Хидона, “London Calling” стал практически обязательным альбомом к прослушиванию для начинающих барабанщиков.

В общей сложности на альбом вошло 19 песен — это был первый двойной альбом группы. По настоянию музыкантов пластинка продавалась по цене одинарного альбома.

Обратная сторона альбома

По традиции это не устраивало “CBS Records”, но и тут лейблу пришлось уступить убеждённым панкам с Туманного Альбиона. Однако даже заниженная цена альбома не помешала “London Calling” принести солидные доходы звукозаписывающей компании — альбом всего за неделю получил статус “золотого”. Неплохо продавались также и синглы с этой пластинки: заглавный “London calling”, “Clampdown” и “Train in vain”. Однако музыканты получили гораздо меньше денег за свою лучшую работу, чем ожидали, из-за прежних убытков. Утешением для ребят стало то, что альбом по итогу стал настоящей классикой рока и музыки в целом. Пластинка, ставшая отражением взросления группы, имеет свой неповторимый стиль, который позволяет и сегодня будоражить умы любителей качественной музыки. Актуальные на тот момент тексты песен с этого альбома прошли испытание временем и звучат будто были написаны современными авторами о проблемах мира, в котором мы живём сегодня. На пластинке присутствуют беспокойство, боль и ярость человека, остающегося наедине против такого враждебного мира, который так и норовит сделать из человека лишь единицу исчисления чего-нибудь по своему пещерному вкусу. Это не панк-рок-альбом в музыкальном смысле слова, но панк-рок-альбом по духу. О признании пластинки можно говорить вечно. “London Calling” входит в огромное количество различных списков лучших альбомов в истории. Несмотря на то, что он был выпущен в самом конце 1979 года, журнал “Rolling Stone” назвал эту работу “The Clash” “лучшим альбомом 80-х”. Сегодняшний рассказ я хочу закончить цитатой известного английского рок-музыканта, ещё одного ярого социалиста Билли Брэгга: “Если бы не музыкантыThe Clashи их политический настрой, панк-рок так и ограничился бы ирокезами и кожаными штанами и не трансформировался бы в движение. Для меня они стали последней группой, способной изменить мир, а альбомLondon Callingстал их вершиной”.

“The Clash”

Итак, сегодня мы с вами послушаем следующие песни с культового, легендарного альбома “London Calling” группы “The Clash”:

Заглавная песня “London calling”;

Brand new Cadillac”;

Rudie can’t fail”;

Spanish bombs”;

Lost in the supermarket”;

Clampdown”;

The guns of Brixton”;

Death or glory”;

Train in vain”.

По традиции я советую вам прослушать эту великую работу полностью на пока что более весомых музыкальных ресурсах, чем наш. Ключевое слово — “пока что”.

Слушаем.

--

--